Приходится признать, что-либо новое в индустрии игровой периферии придумать сложно. Вот, например, рули — производители игровых автоматов освоили их в семидесятых, уже в восьмидесятых они пожаловали в компьютерную периферию, обзаведясь по дороге обратной связью. Кнопки на руле появились тоже достаточно быстро, механизм обратной связи был приведен в порядок эдак в девяностых, и в новый век игровые рули вошли как сформировавшиеся устройства, в которых вроде и улучшать-то уже нечего. Это не процессоры, которые с каждым годом становятся быстрее, не жесткие диски, увеличивающиеся в объемах день ото дня, и даже не мыши, в которых можно до бесконечности повышать точность позиционирования.
Поэтому специализированные игровые манипуляторы начали дешеветь. Например, одна из старших моделей компании Defender с регулировкой чувствительности, педалями (которые тоже давно перестали быть атрибутом лишь только самых дорогих устройств) и аккуратной ручкой переключения передач можно найти в магазинах по цене порядка 1400 рублей.
Спецификации и комплект поставки
Начнем с технических характеристик нашей подопытной модели Defender Forsage Drift GT:
Технические характеристики | |
---|---|
Интерфейс | USB, Sony PlayStation One/2/3 |
Количество кнопок | 12 |
D-Pad | 4-позиционный |
Педали | Блок педалей — газ и тормоз |
Рычаг переключения передач | Да — последовательное переключение вверх и вниз |
Диаметр рулевого колеса, мм | 245 |
Угол поворота рулевого колеса | 270° |
Режим вибрации руля: | Да (два вибромотора) |
Изменение чувствительности руля | Да (три режима) |
Покрытие руля | Прорезиненное |
Рабочее крепление | Струбцина и присоски |
Масса, кг | 2,6 |
Совместимость | Windows 98 / ME / 2000 / XP / Vista / 7 / PlayStation®2 / PlayStation®3 |
Цена, руб. |
Руль, как видно, совместим не только с ПК, но и с Sony Playstation всех существующих ныне поколений, кроме портативных. Это почти общепринятый стандарт в современном игровом мире: хочешь жить — умей вертеться и приспосабливаться. От «просто руля» нашего гостя отличают две важные особенности: наличие ручки переключения передач, которая чаще встречается все же в более дорогих моделях, и регулировка чувствительности. Это, видимо, для владельцев отечественных автомобилей без гидроусилителя руля — чтобы можно было выкрутить на минимум и не переучиваться. Обычно чувствительность у игровых рулей высокая — поворота на считанные градусы хватает, чтобы бросать машину из стороны в сторону, как пушинку. В любом случае, наличие регулировки — это плюс.
Руль приехал к нам в редакцию в большой, хотя и не очень красочной коробке с ручкой и красивыми картинками. Картинки мы любим, но в детали вдаваться не будем.
Комплект поставки Defender Forsage Drift GT богатством не отличается. В коробке обнаруживается сам руль, педали, несколько брошюр, гарантийный талон и диск с демо-версией игры Moscow Racer. К сожалению, последняя запускаться отказалась, сославшись на отсутствие каких-то важных и ценных файлов.
Дизайн и эрогономика
Первым делом в глаза бросается множество кнопок. Все клавиши манипулятора соответствуют клавишам стандартного геймпада для PlayStation 3 — Dualshock 3. На ободе руля находятся «шифты» L2 и R2, центральная клавиша с надписью Defender традиционно отвечает за звуковой сигнал. Слева от нее располагается стандартный для PS3 D-Pad, а справа — четыре кнопки с треугольничком, квадратиком, крестиком и кружочком, столь родные и привычные для всех «сонибоев».
Вокруг клавиши-гудка (которая, кстати, соответствует клавише PS на контроллере для PS3) размещаются восемь винтиков с шестигранной внутренней резьбой. Винтики совершенно одинаковые, разве что четыре из них являются кнопками, а еще четыре — нет. Из первой четверки два соответствуют клавишам Start и Select на контроллере Dualshock 3, а на оставшиеся два никаких функций по умолчанию не назначено — они программируются пользователем по своему усмотрению.
Пара «шифтов» R1 и L1 прячется от глаз людских под рулем и выполнена в виде лепестков. Такие обычно используются в гоночных машинах для переключения передач. Для тех, кто в спорткарах не сидел и в игры с их участием не играл, ответственно заявляем — это удобно. Ну а для тех, кто с этим не согласен, справа от руля расположена более привычная ручка КПП. Движение ручкой вперед повышает передачу, движение назад – понижает. По аналогичному принципу построена, например, коробка «типтроник» разработки Porsche. Более того, в некоторых играх передачи, так же, как у полуавтоматической коробки «Порше», понижаются при падении оборотов до холостых.
На реальных автомобилях можно выбрать, будет ли полуавтоматическая коробка работать в ручном (описанном выше)или обычном автоматическом режиме. В играх же придется залезать в настройки и ставить или снимать галочку напротив пункта «МКПП».
В комплект входит блок с двумя педалями: какая за что будет отвечать – назначает сам пользователь. Подключается блок к основанию руля при помощи кабеля с хорошо известным всем разъемом RJ-11. Возникшее у нас желание немедленно подключить педали к телефонной сети мы мужественно подавили.
Сам руль подсоединяется к компьютеру и к PlayStation 3 с помощью интерфейса USB, а к PS1 и PS2 — через оригинальный 4-контактный разъем. Питания от одного порта USB 2.0 оказывается достаточно для работы самой «баранки», подключенных педалей, моторчика виброотдачи и забавных лампочек над кнопкой Defender, последовательно загорающихся по мере вжимания «тапки в пол». В случае игры на PlayStation 3 количество горящих лампочек соответствует номеру контроллера.
Угол поворота рулевого колеса составляет 270 градусов, чего для игр более чем достаточно, а не хватать будет разве что при управлении транспортным средством без усилителя руля. Диаметр «баранки» — 245 мм. По меркам игровых манипуляторов это среднее значение, а с рулями в реальных автомобилях и сравнивать нечего — они, конечно, куда крупнее. Большая часть рулевого колеса сделана из того же пластика, что и основание-торпеда, и лишь три сегмента имеют прорезиненное покрытие. Пластик явно не самый дорогой, тем не менее, вполне надежный и достаточно толстый. Толщина особенно ощущается в районе соединительных швов на рулевом колесе, когда кладешь на «баранку» руки — они не совсем ровные. Прорезиненная часть на ощупь куда приятнее, но ее слишком легко повредить, даже слегка дотронувшись ногтем, — повод переживать за ее сохранность при интенсивной эксплуатации.
Расположенный ближе к левому краю D-Pad на вид выглядит 8-позиционным, но на самом деле кнопок за ним скрывается всего четыре. Так что использовать руль в качестве геймпада для PlayStation 3 не получится, хотя мы очень надеемся, что у читателей это в планы не входило. При этом D-Pad еще и жестковат, а также немного проваливается в корпус. В общем, пользоваться им можно разве что для всяких «посмотреть влево» и «посмотреть вправо». Все остальные кнопки ведут себя куда лучше, нажимаются мягко, но отчетливо. Исключение составляет только клавиша клаксона по центру, за которой, судя по звукам и ощущениям, стоит тугая металлическая пружина. Но слишком часто жать на гудок — моветон, поэтому не будем причислять это к недостаткам.
В руках манипулятор лежит удобно, да и на столе держится хорошо — спасибо множественным присоскам и паре струбцин. По неизвестной причине у рулевого колеса есть некоторый запас хода по вертикали — оно чуть-чуть шатается в месте крепления к торпеде. Однако такой люфт совсем не мешает, и если не прислушиваться к каждому ощущению от контроллера — этого можно и не заметить.
У ручки переключения есть три позиции: одна нейтральная и две чувствительные, соответствующие повышению и понижению передачи. И ручка, и лепестки под рулем при срабатывании издают характерный щелчок, который, конечно, реалистичности не добавляет, зато позволяет точно понять: переключилось — или нет. Дизайн и эргономика Defender Forsage Drift GT в целом не вызывают ни отторжения, ни чувства влюбленности — руль как руль. С примерно равным числом достоинств и недостатков.
Итак, перейдем, наконец, к тестам манипулятора, а то он без нас заскучает. Заранее, правда, оговоримся — описывать мы будем в основном негативные аспекты, на которые наткнулись в процессе игры. То есть те моменты, когда руль ведет себя не так, как ему положено.
Тестирование
Colin McRae DiRT 2
Начнем с ралли-симулятора DiRT 2. У ралли, как известно, есть своя специфика — дороги на трассах почти такие же, как в России. Хотя некоторые и лучше. А так как DiRT 2 — достаточно реалистичный симулятор, то заносы, «дрифты» и прочие эффекты там встречаются на каждом повороте. Стоило включить игру, как к стенду подтянулись коллеги-редакторы и тоже захотели принять активное участие в происходящем.
Тут же выяснилось, что главная «фишка» Defender Forsage Drift GT — регулировка чувствительности рулевого колеса — исключительно нужная штука. Вашему покорному слуге было вполне комфортно ездить с нечувствительным рулем: так и в повороты плавно войти проще, и на трассе автомобиль можно подровнять, а не сразу отправлять в ближайший кювет. Однако главному редактору, известному своим агрессивным стилем вождения, немедленно потребовалось выкрутить чувствительность на максимум. Иначе, говорит, толком и не повернешь. К хорошему, то есть к нормально работающему гидроусилителю, быстро привыкаешь.
Коллеги, занимающиеся тестированием материнских плат и корпусов, предпочли среднюю чувствительность. На остальных ездить не то чтобы отказывались, но комфорта на трассе не ощущали, а они ведь являются счастливыми автовладельцами не первый год. Так что ручка регулировки на руле совсем не лишняя — с ней манипулятор можно настроить под свой вкус, а без нее все впечатления от устройства и от игры могут смазаться.
Вибрация в руле срабатывала вовремя и вполне отчетливо ощущалась, правда, складывалось впечатление, что во всех случаях она примерно одинакова. Что в поворот резко вошел, что машину о камень разбил — характер и интенсивность вибрации одинаковы. Может быть, конечно, мы чересчур увлеклись игровым процессом, но все же.
Приятно, что руль можно полностью настроить по своему усмотрению. Хотите переключать передачи с помощью ручки — пожалуйста. Хотите перенести эту функцию на лепестки под рулем — сколько угодно. Приспичило переключать передачи с кнопок на самом рулевом колесе — на здоровье. Соответственно, и все остальные функции можно вынести на любые другие клавиши. Радуют огоньки на руле — всегда знаешь, насколько сильно вдавливаешь «тапку в пол». Это позволяет несколько скомпенсировать один недостаток — ход педалей одинаков на всем своем протяжении и информации о том, насколько глубоко их нажали, не дает. Более того, из-за особенностей конструкции педалей можно, по собственным ощущениям, «втопить на полную», а потом окажется, что педаль уперлась в стоящую перед ней коробку и остановилась в среднем положении. Правда, если поменять местами педали газа и тормоза, то лампочки начнут показывать, насколько сильно вы давите на тормоз — а эта информация мало кого интересует.
Есть у педалей и еще один небольшой недостаток — они стоят на четырех резиновых ножках, которые не в силах удержать педальный блок на некоторых покрытиях, например, на ковролине. А так как сам блок легче легкого, то иногда в игре случаются особо напряженные моменты, когда вдавливаешь газ (или тормоз — каждому свое) с размаху и педали радостно отъезжают в сторону. Наверное, владельцы Toyota Prius с педалью газа, проваливавшейся под коврик, испытывали сходные чувства.
Need For Speed: Hot Pursuit
Симулятор плохого поведения на дорогах Need For Speed: Hot Pursuit отличился тем, что наш руль распознался сразу как Defender Wheel — разработчики игры и производители контроллеров явно знакомы. Правда, никакого управления по умолчанию «Горячая Погоня» не предложила — настраивайте все сами. Недостатком это не назовешь — настройка занимает одну-две минуты. Игра, кстати, исключительно аркадного толка — механическую коробку передач включить не предлагает, поэтому ручка в NFS совершенно бесполезна. Разве что особые любители неординарных решений могут настроить руль так, чтобы переключение, скажем, вверх обрабатывалось компьютером как поворот влево, а переключение вниз — вправо. И попробовать так покататься. Ощущения незабываемые.
Так как NFS — игра достаточно динамичная, то первое, что было выяснено в процессе прохождения, — руль надо все же закреплять при помощи струбцин. Если попробовать их снять и оставить устройство на одних присосках, то есть риск на самом крутом повороте оторвать руль от стола и с тоской наблюдать красочный ролик о том, как ваш спорткар разлетается на тысячи маленьких спорткарчиков. Виброотдача в Hot Pursuit реализована лучше, чем в DiRT 2: чувствуется разница между заносом и ударом о встречный автомобиль — последний, естественно, куда более ощутим. Правда, если после столкновения вы быстренько нажмете клавишу Esc и захотите проехать трассу заново, посчитав эту попытку неудавшейся, руль будет бешено трястись до самого начала новой гонки. Этим же грешит и DiRT 2, но там вибрация слабее и не так мешает бродить по меню.
Зато именно в NFS была выяснена еще одна приятная особенность — чувствительность можно переключать «на лету», что иногда сильно помогает аккуратно входить в крутые виражи, не болтаясь потом между полосами на прямых участках.
3D-Инструктор 2.2
Проверять руль в играх, которые перечислены в списке официально совместимых, конечно, интересно, и на это был потрачен не один час, но ведь куда увлекательнее запустить симулятор настоящего автомобиля и попробовать проехаться по российским дорогам. Так мы и поступили, установив 3D-Инструктор 2.2. Выбрали простенькую «Ладу» и тут же столкнулись с первой проблемой: нужна третья педаль для управления сцеплением. Можно было, конечно, переназначить педаль тормоза, но мы выбрали вариант с автоматическим сцеплением — может, и такие «Жигули» бывают в природе. Рулей с тремя педалями, кстати, во всем ряду игровых манипуляторов Defender нет, да и у других производителей они встречаются нечасто. Прогрессивная геймерская общественность предпочитает АКПП.
Следующая проблема обнаружилась при дальнейших попытках настроить управление. Нам казалось, что кнопок на руле слишком много, но для симулятора реального вождения их неожиданно оказалось слишком мало. Так что пришлось обойтись без дальнего света, а ремень перед началом движения пристегивать с клавиатуры. Приложение распознало руль как… руль. Некий абстрактный руль. И включать виброотдачу наотрез отказалось, решив, что два моторчика в корпусе контроллера — для красоты. Но мы смирились с этим и собрались в конце концов куда-нибудь поехать.
На городских трассах немедленно понимаешь, что автосимулятор и гоночная игра — две абсолютно разные вещи. Конечно, сказалось и мастерство российских разработчиков, у которых машина минут через десять полностью теряет управление и начинает взлетать, но и руль показал себя не с самой лучшей стороны. В гонках на высоких скоростях этого не замечаешь, а когда на второй передаче при входе в поворот пытаешься держаться в пределах одной полосы, обнаруживается, что если угол поворота слишком мал, то автомобиль не реагирует на руль вовсе. А когда поворачиваешь чуть сильнее, автомобиль резко дергается. Сразу вспоминается отечественный электроусилитель руля, но даже он ведет себя несколько более плавно и отзывчиво. К тому же при вращении рулевого колеса на малые углы чувствуется, как в манипуляторе одно что-то трется о другое что-то, создавая дополнительное ощущения пребывания за рулем классических «Жигулей». Мириться с этим можно, но иногда тактильно ощутимое шуршание и трение несколько раздражает.
Gran Turismo 5 PS3
Попробуем протестировать манипулятор в играх для PlayStation 3. Несмотря на то, что Gran Turismo 5 — это своего рода симулятор всех реально существующих машин — счет различных моделей уже перевалил за тысячу — управление в игре своеобразное. При включении PlayStation 3 надо нажать на клавишу-клаксон, тогда руль определится как контроллер. После этого с самого руля можно делать все то же самое, что и при помощи DualShock 3 — выбирать игру, выставлять настройки и так далее.
Возможно, впечатления при управлении будут сильно зависеть от машины, но мы ограничимся описанием того, как ведет себя Toyota Yaris Euro Sport с атмосферным двигателем. Входить в повороты достаточно просто, хотя даже при высокой чувствительности руль порой приходится выкручивать до упора. Чувствительность педалей куда-то теряется, видимо, в Gran Turismo есть всего два положения газа и тормоза: зажат или отпущен. Так что по педалям приходится чуть ли не прыгать. В Gran Turismo также ощущается, что у руля есть мертвая зона. Машина не чувствует вращения «баранки» в околонулевой зоне, хотя при увеличении угла ведет себя куда более плавно, чем в 3D-Инструкторе. В целом с рулем веселее и реалистичнее, чем с геймпадом, даже таким замечательным, как Dualshock 3.
Выводы
Начнем, собственно, с самого основного. Если вы собираетесь поиграть в компьютерные гонки — не пожалейте денег, приобретите себе руль. Не так давно вашему покорному слуге довелось на одной презентации покататься в Need For Speed: Shift. В 3D-очках, на огромном экране с проектором… и с клавиатуры. Не то, совершенно не то. Теряются все ощущения машины, трассы, постоянно чувствуется, что играешь в компьютер, а не участвуешь в гонке. А даже на обычном мониторе с подключенным к системному блоку рулем Defender Forsage Drift GT глубина погружения в игру настолько велика, что автору этих строк, не самому большому любителю гонок, было тяжело оторваться.
Что же касается непосредственно тестируемого руля, то показал он себя по большей части с хорошей стороны. Необходимая, как выяснилось, ручка регулировки чувствительности качественно выделяет его среди прочих подобных манипуляторов, а ощутимая вибрация различной силы добавляет играм реализма. Радует также удобная и гибкая система креплений, позволяющая устанавливать устройство не только на стол с помощью струбцин, но и туда, где эти струбцины не к чему будет прикрутить, — спасают многочисленные присоски.
Замечаний немного, и большинство — косметические. Во-первых, дешевый пластик корпуса, который выдает принадлежность устройства к недорогим моделям. Во-вторых, резиновое покрытие части рулевого колеса, которое царапается даже ногтем и, думается, слезет в самом ближайшем будущем, если руль интенсивно использовать. В остальном Defender Forsage Drift GT — отличный игровой контроллер, с которым нам было очень приятно провести не один морозный зимний вечер.
Достоинства
- Наличие регулировки чувствительности
- Совместимость с PC, PS3, PS2, PS One
- Удобная ручка переключения передач и дублирующие ее лепестки
- Низкая цена
Недостатки
- Падение чувствительности ближе к нулевому положению
- Невысокое качество материалов
- Стук и шуршание при небольших углах поворота